Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

НЯМЕЦКИЙ В ЧЕСТЬ ВОЗНЕСЕНИЯ ГОСПОДНЯ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ
52, С. 187-193 опубликовано: 20 апреля 2023г.


НЯМЕЦКИЙ В ЧЕСТЬ ВОЗНЕСЕНИЯ ГОСПОДНЯ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ

Нямецкий мон-рь. Худож. Г. Шиллет. 1850 г. (частное собрание)
Нямецкий мон-рь. Худож. Г. Шиллет. 1850 г. (частное собрание)

Нямецкий мон-рь. Худож. Г. Шиллет. 1850 г. (частное собрание)

[Нямц; румын. Neamţ mănăstirea; также: Lavra Neamţului - Нямецкая лавра; Marea lavra a Neamţului - Великая Нямецкая лавра] Румынской Православной Церкви (РумПЦ). Расположен в предгорьях Вост. Карпат, на границе жудецов Нямц и Сучава (Румыния), в 12 км к северо-западу от г. Тыргу-Нямц, в долине р. Немцишору. Согласно традиции, основан в XIV в. Главный мон-рь РумПЦ.

История

Согласно преданию, начало монашеской жизни здесь еще до образования Молдавского княжества положили выходцы из Олтении - 3 ученика прп. Никодима Тисманского монахи Софроний, Пимен и Силуан, к-рые построили деревянную церковь и кельи и избрали игуменом мон. Софрония. Нек-рые историки полагают, что Н. В. м. существовал уже во 2-й пол. XIV в. и был основан молдав. господарем Петру I Мушатом (ок. 1375 - ок. 1391), к-рый наделил мон-рь землями и имуществом (Ivan, Porcescu. 1981. Р. 24).

Кафоликон в честь Вознесения Господня. 1495–1497 гг. Фото: R. Rodriguez
Кафоликон в честь Вознесения Господня. 1495–1497 гг. Фото: R. Rodriguez

Кафоликон в честь Вознесения Господня. 1495–1497 гг. Фото: R. Rodriguez

Впервые в источниках Н. В. м. упоминается 7 янв. 1407 г.: 1-й Молдавский митр. Иосиф I и господарь Александру I Добрый (чел Бун) (1400-1432) «даровали» Н. В. м. и мон-рь Бистрица иерею Доментиану и отправили в эти обители боярина Петру Урякле, чтобы он подтвердил их волю (DRH. A. Moldova. 1975. Vol. 1. P. 29. N. 21). Очевидно, к этому времени Н. В. м. уже был довольно крупной обителью. В документе от 1422 г. впервые назван настоятель Н. В. м.- Силуан (Ibid. Vol. 1. P. 73-74. N 50), который также упоминается как игумен Н. В. м. под 7 мая (Ibid. Vol. 2. P. 245. N 165) и 28 мая 1470 г. (Ibid. Vol. 2. P. 247. N 166).

Согласно археологическим исследованиям, во 2-й пол. XIV в. на территории кладбища на месте совр. ц. ап. Иоанна Богослова (1832) была возведена деревянная церковь, а в 1-й пол. XV в., при Александру I, построена каменная ц. вмч. Георгия, к-рая, по всей видимости, была разрушена в результате татар. нашествий и землетрясения 1471 г. (Heitel. 1962. P. 327-342). Н. В. м. пользовался покровительством мн. молдав. правителей и бояр. 31 авг. 1429 г. Александру I пожертвовал Н. В. м. оз. Захорна на Днестре и пасеку cо всеми их доходами (DRH. A. Moldova. 1975. Vol. 1. P. 138. N 92), 23 дек. 1430 г. он и его супруга Марина подтвердили эти пожертвования, а также даровали обители 3 мельницы на Днестре ниже оз. Захорна (Ibid. Vol. 1. P. 147. N 100). Господарь Петру III Арон (1451-1457, с перерывами) освободил от дани и барщины жителей сел, принадлежавших Н. В. м. (Ibid. Vol. 2. P. 61. N 44), во избежание нарушений со стороны бояр уточнил границы владений Н. В. м. (Ibid. Vol. 2. P. 83. N 57), 20 дек. 1455 г. даровал мон-рю с. Балошешти с доходами (Ibid. Vol. 2. P. 78. N 51). Особое попечение Н. В. м. оказывал господарь св. Стефан III Великий (1457-1504): 13 февр. 1458 г. он даровал Н. В. м. мон-рь Хангу и несколько татарских семей (Ibid. Vol. 2. P. 99. N 67); 13 июля 1463 г. подтвердил право владения монастырем оз. Захорна (Ibid. Vol. 2. P. 117. N 117); 9 мая 1482 г. подарил села Дворинешти, Бузаци и Фынтынеле (Ibid. Vol. 2. P. 373. N 245); 17 марта 1500 г. даровал «болото Криваа и озеро на им под Добровка» (Ibid. Vol. 3. P. 454. N 254), 30 сент. 1503 г.- «едно село наших питомых, сел на имя Банчане, на Серет» (Ibid. Vol. 3. P. 520. N 293). На месте ц. вмч. Георгия св. Стефан III построил новую каменную церковь (1495-1497), ставшую кафоликоном Н. В. м. и освященную как Вознесенская в честь победы господаря в битве с польск. войсками 14 нояб. 1497 г. в Козьминском лесу. Также господарь неоднократно жертвовал Н. В. м. драгоценную утварь (Ivan, Porcescu. 1981. Р. 42-78). В XVI-XVII вв. пожертвования мон-рю подтверждали и даровали земли и имущество молдав. господари Богдан III Кривой (1504-1517), Штефан (Штефэницэ) IV Молодой (чел Тынэр) (1517-1527), Петру IV Рареш (1527-1538, 1541-1546), Ильяш II Рареш (1546-1551), Петру VI Хромой (Шкьопул) (1574-1578, 1582-1591), Арон Тиран (1592-1595), Иеремия Мовилэ (1595-1600, 1600-1606), Раду I Михня (1616-1619, 1623-1626), Василе Лупу (1634-1653) (Ibid. P. 83-84). В 1540 г. господарь Александру Корня (1540-1541) построил в Н. В. м. трапезную и кухню; в 1551 г. Ильяш II воздвиг дом для настоятеля (в XVIII в. разрушен) (Ibid. P. 49).

14 окт. 1775 г. настоятелем мон-ря Секу стал прп. Паисий (Величковский), с именем к-рого связан период процветания в румын. землях монашества и возрождения исихазма и старчества. В 1779 г. он перебрался в Н. В. м., и Секу стал преклоненной Н. В. м. обителью (до 1910). При прп. Паисии в Н. В. м. подвизались 1100 монахов 23 национальностей, среди которых были румыны, греки, болгары, русские, македонцы и др.; здесь прп. Паисий перевел на слав. язык «Добротолюбие» (Pelin. 2014. P. 67-74). Преподобный ввел в окормляемых им обителях афонский устав, богослужение совершалось на румынском и церковнославянском языках. Среди учеников прп. Паисия много румын. церковных деятелей: митр. Молдавский Вениамин (Костаки; 1803-1842, c перерывами), митр. Унгро-Влахийский свт. Григорий IV (Даскэл; 1823-1829, 1833-1834), настоятель мон-рей Черника и Кэлдэрушани старец прп. Георгий (1781-1806), духовник Новонямецкого в честь Вознесения Господня мужского монастыря игум. Андроник (Попович-Баденский) и др. (Pelin. 2014. P. 67-74; 249-303).

Н. В. м., как и многие молдавские мон-ри, имел владения на правобережье р. Днестр (позже - Бессарабия), где с XV-XVI вв. обители принадлежало неск. имений, в т. ч. села Копанка и Кицканы, пожалованные Петру IV Рарешем 15 марта 1527 г. После 1538 г. эти территории находились под управлением турок; по завершении русско-тур. войны (1806-1812) вошли в состав Российской империи, и настоятели Н. В. м. неоднократно (в 1817, 1823, 1832, 1845) ходатайствовали о возвращении Н. В. м. права пользования бессарабскими владениями (в сер. XIX в. Н. В. м. имел 14 или 15 имений, которыми управлял насельник Н. В. м. иером. Феофан (Кристя), проживавший в Кицканах). В 1845 г. российский Сенат признал права собственности Н. В. м., и по договоренности с правительством мон-рь отказался от них взамен на денежную компенсацию. Однако практическое разрешение вопроса затянулось (Negrei, Danilov. 2013. P. 470).

После объединения Молдавского и Валашского княжеств (1859) господарь А. Й. Куза (1859-1866) провел реформы, в т. ч. секуляризацию монастырских владений и имущества. Его действия привели к возмущению в монастырской среде, важную роль сыграла братия Н. В. м. и монастыря Секу. 12 июня 1859 г. в Н. В. м. в сопровождении жандармов с целью конфискации земельных владений прибыла специальная комиссия. Братии был зачитан декрет Кузы, в к-ром помимо объявления о секуляризации содержалось требование прекратить совершение богослужений на церковнослав. языке и отменить празднование памяти рус. святых, что входило в прямое противоречие с уставом прп. Паисия. Настоятель Н. В. м. игум. Герасим (Мирон; 1856-1860) оказал сопротивление, однако имущество мон-ря все равно было инвентаризировано и продано на аукционе (Ириней (Тафуня). 2004. C. 10-11). Часть братии Н. В. м. и мон-ря Секу эмигрировала на Афон, часть (32 монаха и духовник обители иером. Андроник (Попович-Баденский)) - в Российскую империю, где 10 нояб. 1860 г. имп. Александр II Николаевич подписал проект указа Совета министров о возвращении Н. В. м. сел Кицканы и Копанка, что давало нямецким монахам возможность создать новую обитель. 1 окт. 1861 г. братия поселилась в принадлежавшем мон-рю с. Немцени, в дек. 1862 г.- в Кицканах, где монахами был основан Новонямецкий мон-рь.

Н. В. м. не закрывался, однако в коммунистический период в Румынии община значительно сократилась: еще в 1948 г. в мон-ре подвизалось 500 монахов, после 1956 г.- 30. Все скиты Н. В. м. были закрыты. После 1964 г. монахам разрешили вернуться в свои обители. На сегодняшний день 63 монаха подвизаются в Н. В. м., 50 - в его скитах. Настоятель Н. В. м.- архим. Венедикт (Саучук; с 1997), подвизающийся в монастыре с 1982 г. В 2003 г. был открыт культурно-паломнический комплекс с гостиницей (100 мест), трапезной (120 мест), залом для конференций (900 мест) и информационным центром, к-рый при поддержке настоятеля и братии занимается организацией различных духовных и научных мероприятий. При Н. В. м. действует ДС во имя митр. Молдавского Вениамина (Костаки) (1803-1842), где обучаются 400 студентов, 150 из них - монахи.

Скиты

Н. В. м. принадлежат 7 скитов: Браниште (1582), Покровский (1714), Старой иконы Божией Матери (названный в честь Нямецкой иконы, полученной в дар от визант. императоров в XV в. и найденной под спудом в 1822), Введенский (1849-1857), Новой иконы Божией Матери (1941), Бэичени (1998), Кэрбуна (2001).

Просветительская деятельность монастыря и библиотека

До нач. XIX в. Н. В. м. был крупным духовным и книжным центром как в румын. землях, так и за их пределами. Здесь переводили с греческого на церковнославянский и затем на румын. язык мн. сочинения богослужебной и церковной лит-ры, переписывали различные труды духовного содержания, к-рые имели широкое распространение в правосл. среде Юго-Вост. и Вост. Европы. Особенно книжная деятельность Н. В. м. развивалась в нач. XV в., что связано с деятельностью иером. Григория (Цамблака; впосл. митрополит Киевский Западнорусской митрополии), приехавшего из К-поля с поручением устранить конфликт между К-польской Патриархией и Молдавской митрополией, во главе к-рой был поставлен Иосиф I (подробнее см. в ст. Молдавская митрополия). Считается, что с помощью иером. Григория были организованы школы, в которых учились буд. дьяки и писцы (Ivan, Porcescu. 1981. P. 95-99). Сохранились 2 святоотеческих сборника, над к-рыми он работал в Н. В. м. в 1439 и 1441 гг. Нек-рые исследователи на основании колофонов, сделанных в этих рукописях, считают, что иером. Григорий являлся настоятелем Н. В. м., однако источников, подтверждающих это мнение, нет. Известно, что он находился в Н. В. м. в кон. 1406 г., а 7 янв. 1407 г., согласно документу господаря Александру I, настоятелем Н. В. м. был назначен игум. Доментиан (Ibid. P. 99).

В 1-й пол. XV в. в Н. В. м. работал известный каллиграф мон. Гавриил Урик, ставший основателем созданной при мон-ре школы каллиграфов. В 1412-1413 гг. он переписал Слова свт. Григория Богослова (РГАДА. Ф. 196. Д. 1494. Л. 149 об.- 355 об.); известны созданные им Четвероевангелие-билингва (Bodl. Gr. 122, 1429 г., пергамен; по мнению ученых, церковнослав. текст древнее греческого, в изображениях и каллиграфии заметно визант. влияние), Четвероевангелие (1436), 2 сборника святоотеческой лит-ры (1439 г. и XV в.), сб. гомилий свт. Иоанна Златоуста (1443), Минея на февр. (1445) и март (1447), труды прп. Иоанна Синайского (1446). В 1467 г. монахами Кассианом и Иоанникием была переписана Минея на авг., нояб. и янв. Во 2-й пол. XV в. в Н. В. м. работали ученики мон. Гавриила - Тудор (Феодор) Маришескул, Гервасий, Иоанникий, Никодим, Палладий и др., которые следовали традициям наставника и сыграли важную роль в становлении и развитии славяно-молдав. рукописной книжности (Ivan, Porcescu. 1981. P. 100-111). Уже в XV в. в Н. В. м. была богатая б-ка, составленная как из привозных рукописей, так и из книг местного происхождения, многие из к-рых представляют собой произведения искусства (хранятся в фондах Румынской академии, румынских б-к и музеев, а также в Национальном архиве Республики Молдова).

В 1806 г. при мон-ре была открыта типография. В 1807-1815 гг. здесь были изданы «Жития святых», получившие распространение во всем румын. культурном пространстве. По количеству нямецкие издания XIX в. превосходят книги, выпущенные в др. правосл. центрах, в т. ч. в Кишинёве, в этот период (Cereteu. 2014. Р. 33-55).

Особое значение для историографии Н. В. м. имеет деятельность иеросхим. Андроника (Поповича-Баденского; в миру Андрей). Он род. 4 июля 1820 г. в семье свящ. Николая; мн. представители его семьи приняли монашество. На духовное становление мальчика значительное влияние оказал дед по материнской линии, насельник Н. В. м. схим. Даниил. В 1831 г. Андрей окончил школу в с. Лунгани, в 1839 г. принял постриг с именем Андроник, в 1842 г. рукоположен во диакона, в 1850 - во иерея. Подвизался в Н. В. м. и мон-ре Секу. В 1853 г. стал духовником, в 1861 - настоятелем мон-ря Сихэстрия, затем - Секу. Переписал много рукописей, делал переводы с церковнослав. на румын. язык. Автор мн. трудов по церковной истории. Подвизаясь в Н. В. м., составил «Регистр церковного имущества святых монастырей Нямц и Секу», куда включил опись книг обоих монастырей, что вместе с др. составленными им позже описями является важным источником по истории Н. В. м. до пожара 1862 г. В 1856 г. составил «Инвентарь всех сокровищ Большой церкви и остальных церквей св. монастыря Нямц», в 1857 г.- более полный вариант «Инвентаря...» (сохр. в б-ке Н. В. м.: Mss. rom. 167). В 1857 г. в типографии Н. В. м. была издана «История святых монастырей Нямц и Секу в кратком изложении», составленная иеросхим. Андроником по просьбе митр. Молдавского Софрония (Миклеску) для защиты имущественных прав Н. В. м. и Секу (в 1858 иеросхим. Андроник составил более подробный вариант). В 1857-1859 гг. написал «Хронологию св. монастыря Нямц», в к-рой особое внимание уделил деятельности настоятелей обители. В 1858 г. в типографии Н. В. м. вышла его «Краткая история об игуменах и старцах святых монастырей Нямц и Секу». В 1851-1858 гг. написал соч. «История, охватывающая знания вкратце о том, сколько мон-рей и скитов для монахов и монахинь было основано во всем мире», в которую включил сведения о 624 правосл. обителях, в т. ч. о 168 - в Молдавском и Валашском княжествах. В 1858 г. написал историю Молдавской митрополии до 1856 г. («Начало христианства и иерархии в Молдове»). В 1858-1859 гг. совершил паломничество на Афон и в Иерусалим, которое описал в сочинениях «Путешествие и история о Святой Горе Афон» и «Путешествие к Живоносному Гробу…». В 1859 г. создал «Историю о чудотворной иконе Богородицы, которая находится в Нямецком монастыре». В 1863-1887 гг., уже в Новонямецком мон-ре, написал «Историю святых монастырей Нямц и Секу» в 10 т. (в 2016 опубл. 1-й том) и др. сочинения.

До 2-й пол. XIX в. Н. В. м. обладал богатейшей б-кой, к-рую составляли рукописи с XIV в. и издания с XVI в. В 1859 г., по подсчетам иеросхим. Андроника, библиотечное собрание насчитывало 1671 рукопись на слав., румын., греч. и других языках. После основания Новонямецкого мон-ря иеросхим. Андроник, иером. Феофан (Кристя), иером. Исихий (Донич) и др. насельники перевезли туда мн. рукописи и книги (большая часть хранится в Центр. гос. архиве Республики Молдова. Ф. 2119. Оп. 2, 3, 4, 5, 6; подробнее см. в ст. Новонямецкий в честь Вознесения Господня мужской монастырь), а также копию чудотворной Нямецкой иконы Божией Матери (Ганицкий. 1880. № 20. С. 996-1003; № 21. С. 1050-1059; № 22. С. 1094-1099).

В период коммунистического режима изд-во Н. В. м. являлось единственным, выпускавшим книги и календари для РумПЦ, к-рые распространялись также в Молдавской ССР. Помимо книг религ. содержания Н. В. м. издавал также лит-ру светского характера (историческую, юридическую и др.). Совр. б-ка Н. В. м. насчитывает более 22 тыс. рукописных и печатных книг XVII и XVIII вв. (Mitric. 2006. Р. 197-387).

И. Черетеу

Святыни

Западный фасад семинарской ц. во имя ап. Иоанна Богослова. 1832 г. Фото: Farmaсist
Западный фасад семинарской ц. во имя ап. Иоанна Богослова. 1832 г. Фото: Farmaсist

Западный фасад семинарской ц. во имя ап. Иоанна Богослова. 1832 г. Фото: Farmaсist

В Н. В. м. хранится глава прп. Симеона Столпника Дивногорца. Для нее в 1463 г. св. Стефан III заказал венец из серебра с позолотой, по форме напоминающий корону св. Иштвана (без подвесок; крест уложен на месте пересечения дугообразных пластин). По периметру обруча помещена ктиторская надпись св. Стефана III на слав. языке. Поскольку в тексте нет сведений о назначении этого вклада, как в других аналогичных случаях, П. Нэстурел считает, что глава изначально была семейной реликвией господарской семьи (возможно, обретена отцом св. Стефана III - Богданом II) и святыню пожертвовали Н. В. м. во время освящения Вознесенской ц. (1497). О том, что примерно с этого времени святыня находится в монастыре, свидетельствует рукопись Минеи XVI в., переписанная в Н. В. м. и содержащая специальную службу прп. Симеону Дивногорцу (Nasturel. 1961. P. 349-555; Melchisedec (Velnic). 2007. Vol. 3. N 2. P. 5-12). После замены старого ковчега на новый венец хранится отдельно от мощей.

24 мая 1986 г., в день памяти прп. Симеона Столпника Дивногорца, монахи, следовавшие на ночное богослужение, заметили на аллее, ведущей от колокольни к Вознесенской ц., вздыбленные плиты. В результате раскопок 26-27 мая в присутствии митр. Молдавского Феоктиста (Арэпашу; с 1987 патриарх Румынский), викарного еп. Скарлата (Порческу) и настоятеля Н. В. м. архим. Ефрема (Кишкариу) были обретены благоухающие мощи. В янв. 1990 г. они были упокоены в раке из резного дуба и помещены в нартексе Вознесенской ц. На месте находки была установлена мраморная плита. В 1999 г. над ракой «Неизвестного святого», как именуют его в Н. В. м., был установлен дубовый резной балдахин.

В нартексе Вознесенской ц. покоятся мощи прп. Паисия (Величковского) - одна из главных святынь РумПЦ. Еще одна известная святыня мон-ря - чудотворная Нямецкая икона Божией Матери (см. разд. «Иконопись» в ст. Молдавское княжество). В Георгиевской ц. Н. В. м. хранится чудотворная икона Божией Матери в серебряном окладе - список с иконы «Троеручица» из афонского серб. мон-ря Хиландар, привезенный с Афона прп. Паисием (Величковским). Надпись на румын. языке свидетельствует о том, что икона была поновлена (кроме ликов) при настоятеле Н. В. м. архим. Тимофее зографом Агапием 10 мая 1866 г.

Э. Драгнев

Архитектурный комплекс

Архитектурный комплекс включает кафоликон в честь Вознесения Господня (1495-1497), церкви во имя ап. Иоанна Богослова (1832), вмч. Иоанна Нового Сочавского (1846); часовни в честь Успения Пресв. Богородицы (1809), Благовещения Пресв. Богородицы (1821), во имя прп. Паисия (Величковского) (1994), св. Стефана III Великого (2007); колокольню, типографию, музей и ДС. В 1997 г. в 500 м от мон-ря на недействующем монастырском кладбище был построен и освящен храм во имя прп. Иоанна (Якоба) Хозевита, крипта к-рого используется как костница, в к-рой сохраняются останки монахов, извлеченные при коммунистическом режиме, когда появилась угроза их уничтожения.

Каменный кафоликон (40,5 м в длину, 23 м в высоту) сохраняет традицию церковной архитектуры времен св. Стефана III и принадлежит т. н. молдав. стилю. В архитектуре заметно визант. влияние, присутствуют также готические архитектурные элементы и элементы, характерные для местной традиции. Почти все остальные здания комплекса являются постройками XVIII-XIX вв. Каменные стены были возведены при еп. Романском Феофиле (1743-1747) и настоятеле Н. В. м. игум. Иоанникии (с 1747 епископ Романский). Вход в Н. В. м. возможен под колокольней, расположенной в зап. стене; ее нижняя часть была построена в 1-й пол. XV в., при Александру I, верхняя датируется 1819-1821 гг. В колокольне расположена Благовещенская часовня. В 1742 г., при еп. Феофиле, были также возведены стены вокруг мон-ря и построены деревянные кельи для монахов (не сохр.); в 1746 г., при игум. Иоанникии, была выстроена часовня св. Иоанна Богослова. Другой вход в мон-рь возможен через 8-угольную башню в стене (1743-1754), занимающую сев.-вост. часть комплекса и сооруженную иером. Николаем, братом еп. Иоанникия. До 1862 г. в башне хранили книги из б-ки монастыря, затем - напечатанные в типографии монастыря (Ivan, Porcescu. 1981. Р. 145-155).

В надписи на зап. стене Н. В. м. указано, что 4 апр. 1794 г. при активном участии митр. Молдавского Иакова II (Стамати) (1792-1803) ее начали расширять постройкой новых зданий (завершили 16 сент. 1796). Северная часть стены и Успенская часовня возведены (работы завершились 15 авг. 1809) при посредстве митр. Молдавского Вениамина (Костаки; 1803-1808, 1812-1821, 1823-1842). Восточная стена, где находятся кельи монахов, была завершена 1 сент. 1819 г. Работы по обустройству юж. стены завершились в 1818-1821 гг., при настоятеле Иларии (Ivan, Porcescu. 1981. Р. 145-155).

В 1819-1822 гг. в юж. части комплекса была сооружена трапезная, а в 1856 г. над ней были построены помещения для учеников открытой в мон-ре начальной школы. После пожара 1862 г. верхняя часть кухни исчезла, что позволило расширить трапезную (Ibid. P. 156). Здание канцелярии было построено из кирпича на каменном фундаменте в 1862 г. и отреставрировано в 1926 г. В нем находятся секретариат, архив, бухгалтерия, медицинский пункт и аптека. Старый дом настоятеля был возведен в XIX в. и служил в этом качестве до 1924 г. и в 1935-1968 гг. Сохранился еще один дом настоятеля, в к-ром в сер. XIX в. жил настоятель старец Неонил, затем его ученики иером. Феофан (Кристя) и игум. Вассиан (Панаит; позже настоятель Покровского скита Н. В. м.). Учеником игум. Вассиана был также настоятель Н. В. м. игум. Никодим (Мунтяну; в 1939-1948 патриарх Румынский), к-рый жил в этом доме в 1925-1935 гг. Дом для приема гостей был сооружен в 1954-1955 гг. на месте старой больницы, построенной в 1822 г. и сгоревшей в 1862 г. На месте совр. ДС находилось одноэтажное здание, построенное игум. Неонилом в 1843 г. (сгорело 14 окт. 1938, восстановлено в 1939-1940 с достройкой 2-го этажа, на к-ром разместили часовню во имя вмч. Пантелеимона, прп. Никодима Тисманского и Трех святителей). На 1-м этаже размещались больница для престарелых (1843-1846), типография и ДС (1846-1862), хоспис для умственно отсталых (1862-1909), семинария (1925-1928), муз. школа (после 1927), муз. школа для псаломщиков и ДС (с 1952). После реставрации 1972-1976 гг. здание было существенно расширено (Ibid. P. 156-162).

Перед входом в мон-рь расположена круглая купель, где в престольный праздник освящают воду. Обители также принадлежат Мемориальный дом-музей митр. Виссариона (Пую; † 10 авг. 1964) и музей известного румынского писателя М. Садовяну (1880-1961), расположенный рядом с Введенским скитом.

И. Черетеу

Роспись кафоликона

Исследователи по-разному датировали древние нямецкие фрески. И. Д. Штефэнеску считал, что алтарь, неф и усыпальница были расписаны между 1497 и 1504 гг., при св. Стефане III, а нартекс и притвор - при Петру IV Рареше (Ştefănescu. 1946. P. 3). Эта датировка была принята в 1-й монографии о мон-ре (Balţ, Nicolescu. 1958. P. 71). Позже А. Василиу предложила датировку 1523-1527 гг. для росписей алтаря, нефа, усыпальницы и вост. стены нартекса, 1554-1557 гг.- для остальной части нартекса и притвора (Vasiliu. 1994. P. 60-69). Реставрация, начатая в 1992 г., подтвердила датировку алтарных росписей временем конца правления св. Стефана III, выявив стилистическую близость с росписями Георгиевской ц. мон-ря Воронец (ок. 1493). Е. Чинкеза-Букулей фактически вернулась к датировке Штефэнеску, представив дополнительные аргументы (Cincheza-Buculei. 2003. P. 135-136). 18 июня 1830 г., согласно надписи над входом в наос, была закончена новая роспись церкви, сделанная сучавскими мастерами В. Кицэскулом и В. Елиманом. Была удалена стена, отделяющая неф от усыпальницы, что привело к потере части росписей и, в частности, ктиторской композиции. После пожара 1862 г. новый слой живописи в алтаре и в нефе сильно пострадал (Ivan, Porcescu. 1981. Р. 68). В наст. время расчищена большая часть первоначальной живописи, за исключением нек-рых участков в нефе, где сохранилась стенопись XIX в.

Пресв. Богородица «Знамение». Роспись конхи алтарной апсиды кафоликона. Между 1497 и 1504 гг. Фото: J. Marcetic. 2015 г.
Пресв. Богородица «Знамение». Роспись конхи алтарной апсиды кафоликона. Между 1497 и 1504 гг. Фото: J. Marcetic. 2015 г.

Пресв. Богородица «Знамение». Роспись конхи алтарной апсиды кафоликона. Между 1497 и 1504 гг. Фото: J. Marcetic. 2015 г.

В куполе нефа находится изображение Христа Вседержителя с Евангелием в руке, окруженного ангелами. В барабане главы в 4 регистра помещены изображения праотцев, пророков, апостолов и святителей. На малых парусах традиционно изображены евангелисты, на больших парусах - сцены «Благовещение Пресв. Богородицы», «Рождество Христово», «Поклонение волхвов» и «Крещение Господне».

В конхе алтаря помещено изображение Пресв. Богородицы с Младенцем на престоле, фланкированной с каждой стороны 2 ангелами в диаконском облачении. Снизу, по полукружию алтарной апсиды, композиция в конхе обрамлена регистром серафимов и херувимов. Ниже, в сев. части полукружия апсиды, помещены сцены «Причащение апостолов хлебом» и «Тайная вечеря», в юж. части - «Причащение апостолов вином» и «Омовение ног». На уровне этого же регистра в сев. и юж. частях к евхаристическим сценам примыкают сцены «Преображение Господне» и «Рождество Пресв. Богородицы». Над пастофориями расположены изображения св. врачей, а также апостолов Петра (север) и Павла (юг). Нижний регистр апсиды традиционно занимает сцена «Поклонение Жертве» (предстоят престолу святители Иоанн Златоуст и Василий Великий, на сев. стене фигуры идентифицированы как святители Григорий Богослов, Николай Чудотворец, сщмч. Иерофей Афинский, свт. Афанасий Великий, один не определен; на южной - святители Кирилл Александрийский, Спиридон Тримифунтский, 3 не определены; процессию завершают по 2 архидиакона с каждой из сторон). В жертвеннике помещены изображение Христа во Гробе с предстоящими Пресв. Богородицей и ап. Иоанном Богословом и сцены «Гостеприимство Авраама» и «Жертвоприношение Авраама»; в диаконнике - сцены «Пророк Илия в пустыне», «Пророки Илия и Елисей переходят через Иордан», «Вознесение пророка Илии», «Пророк Елисей получает милоть пророка Илии», «Пророк Елисей переходит Иордан», а также изображения серафимов. Конха алтарной апсиды соединяется с системой возведения сводов 3 ступенчато расположенными арками; в их центральных частях (с запада на восток) помещены изображение Ветхого денми и образы Пресв. Богородицы «Знамение» и «Агнец Апокалипсиса». На склонах арок им соответствуют изображения пророков Аарона, Давида, Иакова (?), Михея (?), Софония (2 не определены), 12 апостолов и святителей (по 9 с каждой стороны, не идентифицированы). На пятах западной арки продолжается праздничный цикл, начатый в алтарной апсиде (сцены «Воздвижение Креста» на севере и «Успение Пресв. Богородицы» на юге).

Стены нефа занимают 2 регистра Страстного цикла и цикла Воскресения Господня (начинается на юж. стене у иконостаса сценой «Моление о Чаше» и завершается на сев. стене сценами «Сошествие во ад» и «Вознесение Господне»). В отличие от росписи молдав. церквей кон. XV - нач. XVI в. и сделанных при Петру IV Рареше, когда Страстной цикл передавался в виде непрерывного фриза, в кафоликоне Н. В. м. сцены разграничены, что характерно для молдав. росписей кон. 80-х - 1-й пол. 90-х гг. XV в. Возможно, что по заказу господаря они следовали иконографической схеме Успенской ц. мон-ря Путна: эта обитель пользовалась особым вниманием св. Стефана III; кроме того, братия Путны происходила из Н. В. м. В нижнем регистре нефа помещены св. воины.

В куполе усыпальницы изображен Иисус Великий Архиерей, на малых парусах - херувимы, на больших - архангелы, на интрадосах косых арок - святители. Система воздвижения купола опирается на 2 массивные арки (северную и южную), в зените которых изображены Спас Еммануил и Ветхий денми, на склонах - евангельские сцены. В юж. тимпане находится сцена «Искушение Христа», в западном - «Брак в Кане Галилейской», в северном - «Рождество Христово». На стенах расположен цикл чудес Христовых, в к-рый включены также сцены «Преображение Господне» и «Воскрешение Лазаря». В нижнем регистре традиционно находятся изображения святых в рост.

В нартексе своды разделены поперечно на 2 части аркой с нервюрами, каждая увенчана куполом. В вост. куполе в 8-конечной звезде, вписанной в круг и поддерживаемой ангелами и серафимами, помещен образ Пресв. Богородицы «Знамение». Звезда окружена фигурами 8 пророков (в барабане), 4 св. гимнографов (на парусах), апостолов и мучеников (на внутренней поверхности сев. и юж. арок). На поверхности тимпанов развернут Богородичный цикл: «Молитва Иоакима и Анны», «Встреча у Золотых ворот», «Рождество Пресв. Богородицы», «Ласкание Марии», «Первые шаги Марии» и «Введение во храм Пресв. Богородицы». В зап. куполе помещена сцена «Крещение Господне» в окружении 12 пророков (в барабане), серафимов и архангелов (на парусах), апостолов и мучеников (на продольных арках). На тимпанах расположен житийный цикл св. Иоанна Предтечи: «Благовещение Захарии в храме», «Встреча с прав. Елисаветой», «Рождество св. Иоанна Предтечи», «Захария, записывающий имя младенца», «Спасение Елисаветы с младенцем Иоанном», «Иоанн Предтеча, ведомый ангелом в пустыню» и «Иоанн Предтеча, беседующий с фарисеями». Параллелизм обоих циклов очевиден.

Следующий регистр росписей, ниже тимпанов, посвящен 7 Вселенским Соборам (в изображение I Собора включено «Видение св. Петра Александрийского») и предваряет минейный цикл, расположенный в 6 регистров - по месяцу в каждом (сент.-февр.). Обращает на себя внимание композиция вост. стены, где по центральной оси находятся: сцена «Вознесение Господне», под ней - Деисус (Спаситель во вписанной в круг 8-гранной славе с символами евангелистов, за Ним - воинство небесное, по сторонам - Пресв. Богородица и св. Иоанн Предтеча); ниже - 5 фигур (преподобный, мученик и святители Иоанн Златоуст, Василий Великий и Григорий Богослов, что соответствует иллюстрации 30 янв.; очевидно, др. 2 фигуры - празднуемые 31 янв. врачи-бессребреники Кир и Иоанн). Включение Деисуса в минейные сцены встречается в молдав. живописи времен Петру IV Рареша (кафоликоны мон-рей Добровэц и Молдовица, ц. св. Димитрия в Сучаве) и связано, очевидно, с использованием нартекса как места поминовения усопших. В нижнем регистре помещены изображения святых за февр. (Cincheza-Buculei. 2003. P. 136-138).

В куполе притвора изображен Спас Вседержитель со свитком в левой руке и с благословляющей правой, окруженный архангелами и серафимами. В барабане помещены изображения пророков, на парусах - евангелистов. На 4 тимпанах - 4-частная композиция «О Тебе радуется» (на северном - Пресв. Богородица с Младенцем в окружении сонма святых; на западном - Пресв. Богородица в мандорле; на северном - образ Пресв. Богородицы «Знамение» во вписанном в круг 8-граннике, фланкированный ангелами и 2 группами святых; в восточном - Деисус со Спасом Еммануилом в центре и с предстоящими Пресв. Богородицей и св. Иоанном Предтечей и мн. святыми) (Ibid. P. 138-140). Богородичная тематика продолжается в люнете над входом в нартекс, где расположен образ Божией Матери «Елеуса», фланкированный полуфигурами пророков Давида и Соломона со свитками с надписями: «Ковчегом освященным и одушевленным звали Тебя, Пресвятая Дева» и «Храм освященный... Дево». Как и в нартексе, остальные 6 регистров посвящены минейному циклу (с марта по авг.).

В арочном пролете входа в монастырь (башня колокольни) расположен обширный цикл «Житие Варлаама и Иоасафа» (не раскрыт, находится под росписью сер. XIX в.), датированный временем правления господаря Стефана Рареша (1552-1554).

Э. Драгнев
Ист.: Ганицкий М. Старопечатные книги и рукописи в Ново-Нямецком мон-ре // Кишинёвские ЕВ. 1880. № 20. С. 996-1003; № 21. С. 1050-1059; № 22. С. 1094-1099; DRH. A. Moldova (1384-1448). 1975. Vol. 1. P. 29-30. N 21; P. 138-139. N 92; P. 147-149. N 100; 1980. Vol. 3. P. 454-456. N 254.
Лит.: Яцимирский А. И. Рукописи, хранящиеся в Ново-Нямецком мон-ре в Бессарабии // Он же. Слав. рукописи Нямецкаго мон-ря в Румынии. М., 1898. С. 81-105; Tomescu C. Scurtă povestire istorică despre sf. mănăstire Neamţu şi despre aşezările monahale supuse ei. Neamţ, 1942. P. 9-10; Ştefănescu I. D. Monastère de Neamţu: L'Église de l'Ascension: Les peintures murales. Bucur., 1946; Balţ S., Nicolescu C. Mănăstirea Neamţ. Bucur., 1958; Nasturel P. Cea mai veche inscripţie dela Ştefan cel Mare (1463) // Omagiu lui George Oprescu prilejul împlinirii a 80 de ani. Bucur., 1961. P. 349-555; Heitel R. Cercetările arheologice efectuate la mănăstirea Neamţ // Mitropolia Moldovei şi Sucevei. Iaşi, 1962. An. 38. Vol. 5/6. P. 327-342; Ivan I., Porcescu S. Mănăstirea Neamţ. Iaşi, 1981; Spătaru-Ianculescu T. Biserica «Înălţarea Domnului» de la mănăstirea Neamţ: Dosar de restaurare a picturi imurale din absida altarului // Studii şi cercetări de istoria artei. Ser. Arte plastice. Bucur., 1994. Vol. 41. P. 57-59; Vasiliu A. Biserica Înălţarii Domnului de la mănăstirea Neamţ. Dosar de restaurare a picturii murale din absida altarului. Observaţii şi ipoteze de lucru privind picturile murale aflate în curs de restaurare // Ibid. P. 60-81; Cincheza-Buculei E. Tema Menologului din pictura bisericii mănăstirii Neamţ // Artă. Istorie. Cultură: Studii în onoarea lui M. Porumb. Cluj-Napoca, 2003. P. 135-142; Ириней (Тафуня), иером. История Свято-Вознесенского Ново-Нямецкого Кицканского мон-ря. Киш., 20042; Cereteu I. Biserici şi mănăstiri din Moldova: Secolul al XIV-lea şi prima jumătate a secolului al XV-lea: Diss. Brăila, 2004. P. 68-69; idem. Cartea românească veche şi modernă în fonduri din Chişinău: Catalog. Iaşi, 2011; idem. Contribuţii la istoria bibliotecii mănăstirii Noul Neamţ // Revista de istorie a Moldovei. Chişinău. 2014. N 3(99). P. 33-55; idem. Cartea bisericească în mănăstirile din Republica Moldova. Chişinău, 2016. P. 454; Mitric O. Manuscrise româneşti din Moldova: Catalog. Iaşi, 2006. Vol. 1 / Prefata de G. Ştrempel. P. 197-387; Melchisedec (Velnic), arhim. Un odor regasit: cununa moaştelor sf. Simeon dela Muntele Minunat (1463) // Analele Putnei. 2007. Vol. 3. N 2. P. 5-12; Negrei I., Danilov M. Mănăstirea Noul Neamţ // Mănăstiri şi schituri din Republica Moldova / Red. A. Eşanu. Chişinău, 2013. P. 469-505; Pelin V. Paisianismul în contextul cultural şi spiritual Sud-Est şi Est European: Sec. XVIII-XIX / Ed. îngrijita şi revizuita de A. Eşanu şi V. Eşanu. Chişinău, 2014.
Ключевые слова:
Монастыри Румынской Православной Церкви Библиотеки монастырские Церковная архитектура. Монастырские комплексы (Румыния) Святыни зарубежных монастырей Нямецкий в честь Вознесения Господня мужcкой монастырь [Нямц; также: Нямецкая лавра; Великая Нямецкая лавра] Румынской Православной Церкви (РумПЦ)
См.также:
ЗАМКА монастырский ансамбль в г. Сучава, Румыния
МОЛДОВИЦА монастырь (до 1785 мужской, с 1932 женский) в честь Благовещения Пресв. Богородицы (нач. XV в.)
НОВОВАЛААМСКИЙ СПАСО-ПРЕОБРАЖЕНСКИЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ Финляндской Православной Церкви (ФПЦ) К-польского Патриархата (в 1945-1957 находился в юрисдикции Московского Патриархата с адм. подчинением ФПЦ)
НОВОНЯМЕЦКИЙ В ЧЕСТЬ ВОЗНЕСЕНИЯ ГОСПОДНЯ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ Кишинёвской епархии Православной Церкви в Молдове (Московский Патриархат)
АГАПИЯ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ находится в сев.-вост. Румынии
АГИАС Богоматери Живоносный Источник жен. мон-рь в митрополии Сироса, Тиноса, Андроса (Элладская Церковь)
АНДРЕЯ АПОСТОЛА СКИТ (Серагион), на г. Афон, XIX в.
АНИНОАСА МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ в Арджешской епископии Румынской Православной Церкви
АНТИМ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ действ. в Бухарестсткой архиепископии Рум. Правосл. Церкви
АНТОНИЯ ВЕЛИКОГО МОНАСТЫРЬ распол. в Аравийской пустыне